Печать

 «Русский крест» – на сцене трубчевского Дома культуры

 Когда на той неделе нам в редакцию позвонила начальник районного отдела по делам культуры, физической культуре и спорту Елена Ивановна Юденкова и пригласила на спектакль, который представляет группа энтузиастов из Злынки и Новозыбкова, в нашем Доме культуры, мы подумали, почему бы и нет? Не каждый день у нас бывают артисты из других городов, пусть даже и не профессиональные.

Спектакль, который предстояло увидеть, назывался «Русский крест». Он поставлен по мотивам одноименной поэмы нашего земляка Николая Мельникова. Режиссером вокально-поэтической постановки стала регент хора Покровского храма из Злынки, родная сестра автора поэмы Валентина Шаронова. В спектакле принимают участие певчие этого храма, а также Рождественской (на Людкове) церкви Новозыбкова, самодеятельные артисты злынковского Дома культуры, преподаватель новозыбковской музыкальной школы, выпускница Донецкой консерватории Анна Курило. Главную роль (Ивана Ростка) исполняет Владимир Виноградский, катехизатор Рождественской церкви, поэт и краевед.

Еще на подходе к Дому культуры замечаю народ, спешащий на представление. Удивительно быстро зрительный зал становится полным. Здесь люди разных возрастов. Мужчины, женщины с детьми, молодежь (сейчас это редкость). Значит, есть в этом представлении что-то общее,  объединяющее людей.

Перед началом спектакля выступила начальник районного отдела по делам культуры, физической культуре и спорту Е. И. Юденкова. Она говорила о том, как много значит для трубчан творчество Николая Мельникова, и напомнила имена лауреатов премии им. Н. Мельникова, которая ежегодно вручается в Трубчевске в рамках праздника «На земле Бояна». Поднявшийся на сцену настоятель храма преподобного Афанасия Печерского в Яковске и храма святителя Николая Чудотворца в Усохе Андрей Бахтинов отметил значительный духовный вклад поэмы «Русский крест» в дело укрепления веры.

В зале гаснет свет. И начинается представление. В центре событий – незамысловатая судьба жалкого пьяницы, инвалида, забулдыги Ивана Ростка. Жил человек. Работал в деревне. Женился. Родились две дочери. Разлад в семье. Запил. Схоронил жену. Дочки уехали в город, и знать не желают отца. Спьяну потерял правую руку, теперь «ни работать, ни креститься, ни родных не приласкать…». И вот он, Иван, – на краю. Опостылело все. Самогон, и тот в горле не лезет! Что остается? Остается поиск своего пути, креста в прямом и переносном смысле…
Именно через судьбу Ивана показывает автор судьбу русской деревни: она предстает перед зрителем и дореволюционная, и советская, и современная. Поэтапно раскрывается ее трагедия: здесь не пашут, не сеют, не жнут, а лишь пьют – мирный и тихий уклад предков был разрушен «красным колесом» революции. Трудолюбивые, честные люди в своем пусть и тяжелом, но уважаемом труде всегда опирались на помощь Бога. Но когда у них отобрали веру, они с этим смирились и стали жить, как сорняк в поле – сами по себе, как придется. И стали ломаться одна за другой человеческие судьбы. Но, если люди потеряли веру в Господа, то он не потерял веру в людей, а продолжает стучаться в сердца. И одно из них открывается – сердце опустившегося деревенского алкоголика Ивана Ростка.

С этого момента и начинается самое важное – восхождение заблудшей человеческой души от тьмы к свету через покаяние, через служение Господу. Иван Росток своей единственной рукой делает деревянный крест и идет собирать деньги на строительство храма в своем селе. Ему трудно, больно, голодно и холодно, но он идет по деревням и селам. С крестом. И если раньше его презирали, над ним смеялись, то теперь двери всех домов для него открыты. Если раньше он мог все деньги спустить на выпивку, то теперь каждую копейку он отдает на строительство храма, ни гроша не оставляя для себя.

Печален конец постановки – главный герой погибает от рук «шаромыг», которым не хватало на стакан, и «отняли деньги те, что нес Иван».  Хоронить его приезжают со всех деревень. Вся жизнь Ивана – урок не только односельчанам и землякам, но и всем нам, как вера в Господа способна излечить даже самого опустившегося человека. «Для людей Иван – не первый, кто о Боге вел рассказ, но… с такою крепкой верой все встречались в первый раз…».

Смолкли последние звуки спектакля. Зал аплодирует стоя. Прекрасному произведению, прекрасной режиссуре, прекрасной актерской игре. Режиссер и актеры удивительно точно смогли показать трагедию крестьянской души. Здесь помогли и музыка, и песни. Тронутые до глубины души, не сразу зрители стали покидать зал. О чем думал каждый из них в этот момент, неизвестно, но ясно одно постановка дала каждому пищу для размышлений о себе, о своей жизни, заставила задаться вопросом: «А правильно ли я живу?».

– Мы чувствовали вашу энергию и хотели частицу своей души передать вам, – обратилась к зрителям после завершения спектакля Валентина Шаронова, сестра Николая Мельникова. От имени всего творческого коллектива она поблагодарила тех, кто оказал помощь в организации постановки спектакля на сцене Трубчевского Дома культуры.

Спектакль «Русский крест» задуман как благотворительный: собранные артистами деньги идут на восстановление храма в селе Лысые, о котором так мечтал Николай Мельников. Поэт покоится на скромном сельском кладбище у себя на родине, а над его могилой возвышается такой же, как и в поэме, деревянный крест.

В. БАЖАНОВА. Фото автора.