Печать

Во исполнение пункта 2 раздела II протокола заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений под руководством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. от 25 июля 2025 года № 7пр направляется памятка для работодателей, планирующих в период действия Указа Президента Российской Федерации от 30 декабря 2024 г. № 1126 «О временных мерах по урегулированию правового положения отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с применением режима высылки» привлечь к трудовой деятельности иностранных граждан, сведения о которых содержатся в реестре контролируемых лиц.

Памятка для работодателей, планирующих в период действия Указа Президента Российской Федерации от 30 декабря 2024 г. № 1126 «О временных мерах по урегулированию правового положения отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с применением режима высылки» привлечь к трудовой деятельности иностранных граждан, сведения о которых содержатся в реестре контролируемых лиц С 5 февраля 2025 года введен специальный правоохранительный режим высылки (нововведения предусмотрены Федеральным законом от 8 августа 2024 г. № 260-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»1 ).

В рамках этого режима все иностранные граждане и лица без гражданства2 , не имеющие оснований для законного нахождения в Российской Федерации, подлежат включению в реестр контролируемых лиц до удаления за пределы страны либо урегулирования правового положения. Порядка 50% лиц, сведения о которых включены в реестр, – мужчины трудоспособного возраста.

Данные иностранные граждане не имеют документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, включая право на осуществление трудовой деятельности. Работодателям важно помнить, что за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных граждан Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях3 установлена административная ответственность, которая наступает в связи с:

– привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан при отсутствии у них патента или разрешения на работу (в случае привлечения иностранных работников из Азербайджана, Грузии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины, квалифицированных специалистов, высококвалифицированных  «Закон № 115-ФЗ».  За исключением граждан Молдовы, которые с 1 октября 2025 года подпадут под действие Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2025 г. № 520 «Об особенностях правового положения граждан Республики Молдова в Российской Федерации».

– «Указ № 520 специалистов или иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в визовом порядке);

– неуведомлением территориального органа МВД России о заключении или прекращении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (в случае привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, перечисленных в пункте 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ, которым предоставлено право осуществления в Российской Федерации трудовой деятельности без оформления патента или разрешения на работу).

Максимальный размер штрафа за указанные правонарушения для должностных лиц составляет 50 тысяч рублей, для юридических лиц – 800 тысяч рублей. В случае, если упомянутое правонарушение допущено в городах Москве или Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской областях, то штрафные санкции могут для должностных лиц составить 70 тысяч рублей, для юридических лиц – до 1 миллиона рублей.

При этом следует иметь в виду, что административная ответственность в перечисленных случаях наступает в отношении каждого иностранного гражданина в отдельности (примечание 2 к статье 18.15 КоАП). Физическим и юридическим лицам необходимо знать, что иностранным гражданам, включенным в реестр контролируемых лиц, запрещается:

– приобретать и регистрировать недвижимость, транспортные средства;

– заключать брак; – учреждать юридическое лицо, регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя;

– открывать банковский счет и осуществлять банковские операции (за исключением переводов денежных средств в целях уплаты обязательных платежей, а также переводов денежных средств на счет контролируемого лица и выдачи наличных денежных средств контролируемому лицу в сумме не более 30 тысяч рублей в месяц);

– управлять транспортным средством. Также невозможен прием незаконно находящихся в Российской Федерации несовершеннолетних иностранцев в школы и детские сады.

Оказание услуг иностранным гражданам, включенным в реестр контролируемых лиц, в том числе в сфере образования, считается административным правонарушением. Размер штрафа составит для физических лиц от 2 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 35 до 50 тысяч рублей, для организаций – от 400 до 500 тысяч рублей (часть 3 статьи 18.9 КоАП).

В этой связи при трудоустройстве иностранного гражданина важно ознакомиться с информацией на сайте МВД России о наличии сведений о нем в реестре контролируемых лиц. Для этого необходимо ввести в интерактивную форму фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, серию, номер и дату выдачи документа, удостоверяющего личность. В ответ будет выдаваться сообщение о нахождении человека в реестре или об отсутствии сведений о нем. Сведения на сайте обновляются каждые 4 часа.

Модуль «Реестр контролируемых лиц» размещен на сайте Министерства по адресу: https://мвд.рф/rkl (схема размещения прилагается). Временные меры по урегулированию правового положения отдельных категорий иностранных граждан определены Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2024 г. № 11261 , который, в первую очередь, направлен на содействие в легализации иностранным гражданам, желающим на законных основаниях осуществлять трудовую деятельность.

Меры, установленные Указом № 1126, действуют по 10 сентября 2025 года включительно. В этой связи, если у иностранного гражданина истек срок действия патента, разрешения на работу, разрешения на временное проживание, вида на жительство он вправе обратиться с заявлением о выдаче указанных документов.

После принятия такого заявления иностранцу выдается справка, предусмотренная соответствующими административными регламентами. У работодателя, обращающегося с заявлением о выдаче разрешения на работу, сохраняется условие о возможности

– «Указ № 1126» привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан при наличии разрешения на привлечение иностранной рабочей силы (если такое разрешение требуется в соответствии с Законом № 115-ФЗ).

Для трудовых мигрантов из стран ЕАЭС, сведения о которых значатся в реестре контролируемых лиц, условием урегулирования правового статуса, согласно Указу № 1126, является заключение с работодателем, заказчиком работ (услуг) трудового или гражданско-правового договора и представление копии договора в территориальный орган МВД России.

Заключение трудового или гражданско-правового договора с отлагательным сроком вступления в силу (с даты исключения сведений о нем из реестра контролируемых лиц) не является нарушением. В данном случае потенциальный работодатель привлечению к административной ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан не подлежит. Решить вопрос об урегулировании правового положения после 11 сентября 2025 года будет невозможно.

С этой даты в отношении иностранных граждан, утративших законные основания для пребывания в нашей стране1 , до их выдворения за пределы Российской Федерации будут применяться все предусмотренные законом меры по ограничению отдельных прав, в том числе на въезд в Россию в будущем. Обратиться для оформления документов и осуществления необходимых процедур возможно по месту своего нахождения в:

– территориальный орган МВД России; - филиал ФГУП «ПВС» МВД России;  - ГБУ ММЦ «Сахарово» (для лиц, пребывающих в г. Москве).

 

МВД России