Печать

volsh sund

 

    Под таким названием с 1 августа 2017 года проходит выставка в Трубчевском музее, основной акцент которой сделан на вышивке.

   Искусство ткачества и вышивания имеет многовековую историю, оно известно еще со времен Ветхого Завета, где упоминаются женщины, «мудрые сердцем», прядущие для храма Соломона и составляющие искусные ткани. Согласно библейским текстам, Сам Бог исполнил их сердце мудростью, «чтобы делать всякую работу искусного ткача и вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссоновой ткани». Археологам известны фрагменты вышивки, сохранившиеся со времен Древнего Египта и расцвета Вавилонской культуры. Находят фрагменты вышивки и в древних славянских курганах. Колыбелью вышивки общепринято считать Восток. О распространении вышивки в Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к IX-X векам, времени крещения Руси. В это время широкое распространение приобретает вышивка золотом. Ее мотивы и узоры пришли к нам из Византии. Постепенно вышивка стала одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия.

   В фондах Трубчевского музея хранится достаточно богатая коллекция вышивки, собранная по всему нашему району, – рушники, чехлики (женская рубашка), поневы (женская юбка, которая была неотъемлемой частью костюма славянских женщин), набожники (полотенце, украшающее икону), рубахи. На выставке представлены экспонаты, вышитые крестиком и гладью конца XIX – начала XX веков.
Каждое вышитое изображение имеет свое символическое значение.
О некоторых из них, встречающихся в христианской символике, рассказала корреспонденту нашей газеты главный хранитель фондов Трубчевского музея С. В. Логинова:
– Из растительных знаков можно выделить следующие прообразы: виноградная лоза – Иисус Христос, ветви – Его ученики. Деревце, цветок – праведник, родовое древо праведника, цветы на нем – праведные человеческие души, два цветущих деревца – Рай. Трава, лист – бренность человеческой плоти. Плоды – плоды добродетелей, плоды Святого Духа, духовная зрелость души. Птица – прообраз молитвенной души, вкушающей плоды добродетелей, пава – прообраз нетления и бессмертия, петух ­– знак Воскресения. Встречаются и заимствованные геометрические знаки. Ромб выражал земледельческую идею земного, растительного плодородия. Крест довольно часто присутствовал в вышивке. Это древний магический символ, первоначальная форма которого имитировала древнейшее орудие для добычи огня. И это далеко не весь список символов. Все они встречаются в вышитых композициях, представленных на выставке.

   Безусловно, свое православное значение имеет и цвет. Красный в русском фольклоре – это синоним прекрасного, возвышенного, имеющего царское достоинство, посвященного Христу. Белый – цвет неземной чистоты и святости, цвет божественного, ангельского достоинства, цвет духовного преображения. Синий (голубой, лазоревый) – цвет небесной девственной чистоты пресвятой Девы Марии. Зеленый – цвет Святого Духа, который все животворит, Им все дышит, все растет и процветает. Черный цвет символизирует отрешенность от мира, глубокое покаяние, углубленное самосозерцание.

   Выставка будет работать в течение августа. Все, кто желает подарить в фонды музея вышитые предметы старины, могут обращаться за справками по телефону: 8 (48352) 2-20-50.

 

С. НОВИКОВА.

Фото автора.