27 | 04 | 2024
Прогноз погоды в Трубчевске


Информация о проведении специальной оценки условий труда

 

     Несмотря на положительную динамику снижения производственного травматизма, как в целом по Российской Федерации, так и в Брянской области, в первую очередь со смертельным исходом, эта тенденция не в полной мере отражает ситуацию с улучшением условий и безопасности труда на рабочих местах.

В 2013 году уровень смертельного травматизма в области снизился в полтора раза по сравнению с 2009 годом. При этом количество работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормам, ежегодно в организациях области увеличивается. Причиной этого является как естественное старение основных фондов в базовых отраслях экономики, так и недостаточность мер, принимаемых работодателями по улучшению условий и охраны труда, в том числе после проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

До настоящего времени существовало две процедуры оценки условий труда: аттестация рабочих мест по условиям труда и специальная оценка условий труда. В 2013 году аттестация по условиям труда в организациях области проведена более чем на 20 тысячах рабочих местах, что практически в два раза больше, чем в 2012 году.

С целью унификации существующих процедур оценки условий труда на рабочих местах, создания единого механизма определения оснований для предоставления предусмотренных законодательством Российской Федерации гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, одновременно с созданием условий экономического стимулирования работодателей к вложению средств в улучшение условий и охраны труда в целях оптимизации своих дальнейших издержек по предоставлению указанных гарантий и компенсаций, принят подготовленный Минтрудом России Федеральный закон № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года  «О специальной оценке условий труда» (далее - закон).

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда).

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с требованиями вышеназванного закона работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда и в дальнейшем реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения спецоценки условий труда.

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; оценки уровней профессиональных рисков; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций и другое.

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно.

Проводиться специальная оценка условий труда будет в соответствии с методикой, которая уже одобрена на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и находится на утверждении в Минюсте России.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Для организации и проведения спецоценки условий труда работодателем образуется комиссия и утверждается график проведения специальной оценки условий труда. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и обязательно - представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Таким образом, профсоюз в сфере охраны труда должен принимать большее участие, в результате чего, гарантии защиты прав работников предприятия должны увеличиться.

Кроме этого, согласно требованиям нового закона, работодатель будет декларировать соответствие условий рабочих мест государственным требованиям к ним.

Для того чтобы переход к специальной оценке был не слишком обременительным с финансовой точки зрения, новый закон дает возможность перестроиться работодателям до 2018 года. Иначе говоря, в течение оставшегося времени продолжают действовать результаты аттестации рабочих мест, у которых не вышел срок действия. Однако, в тех организациях, где срок аттестации рабочих мест закончился, необходимо с 1 января 2014 года проводить специальную оценку условий труда.

Законом предусмотрена возможность проведения оценки эффективности применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда,  выданных им средств индивидуальной защиты, по результатам которой может быть принято решение о снижении класса (подкласса) условий труда.

В целях реализации отдельных поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законом предусмотрено также внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации в части усиления административной и уголовной ответственности за нарушения законодательства об охране труда.

Чтобы финансово заинтересовать работодателей в спецоценке, в законе предусмотрена зависимость страховых взносов в Пенсионный фонд РФ от результатов проведенной процедуры.

В зависимости от итогов специальной оценки условий труда, устанавливается размер дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Чем безопасней труд, тем ниже отчисления в Пенсионный фонд РФ

Согласно требованиям закона, экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.

Полномочия государственной экспертизы условий труда в Брянской области – это полномочия управления государственной службы по труду и занятости населения Брянской области.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований закона осуществляется Государственной инспекцией труда в Брянской области.

Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, также рассматриваются госинспекцией труда, решения которой могут быть обжалованы в судебном порядке.

Кроме того, работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

 

Уважаемые работодатели!

Начиная с января 2014 года, в организациях необходимо проводить специальную оценку условий труда. Для проведения данной процедуры можно обращаться в организации области, соответствующие требованиям вышеназванного федерального закона, которые оказывали услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

По вопросам проведения специальной оценки условий труда можно обратиться в управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области и получить консультации по телефонам  8(4832) 64-53-15, 8(4832) 41-17-69.

 

 

Старший инспектор по труду администрации

Трубчевского муниципального района                              А.А. Карева

 

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies,и другие аналогичные технологии, которые сохраняются на Вашем компьютере. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий. Подробнее ознакомиться с политикой конфиденциальности Вы можете в разделе "Политика конфиденциальности".
Согласен