Прогноз погоды в Трубчевске


СПРАВКА

по результатам проведения анализа деятельности мер, предпринимаемых  организациями, осуществляющими образовательную деятельность по  вопросу  организации и состоянии работы по профилактике  безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних

В соответствии с постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Трубчевского района № 3/20 от 15.10.2015 года  «О создании рабочей группы и утверждении плана по проведению анализа деятельности и эффективности мер, предпринимаемых органами и учреждениями системы профилактики» в период со 2 ноября по 10 декабря 2015 года в 4 организациях, осуществляющих образовательную деятельность изучены вопросы организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (локальные акты, статистическая информация о деятельности образовательной организации по профилактической работе с учащимися и родителями, и  порядок взаимодействия с учреждениями системы профилактики).

В ходе проверки особое внимание уделялось анализу деятельности образовательных учреждений по реализации закона Российской Федерации от 24.06.1999 года №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и других законных и подзаконных актов Российской Федерации и Брянской области;по выполнению постановлений и распоряжений главы муниципального образования по предупреждению безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних, решений комиссии по делам несовершеннолетних и других комиссий (советов), координирующих работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; по наличию нормативно-правового обеспечения (устав, должностные инструкции, решения педагогических советов и Советов профилактики, положения о функционирующих объединениях и др.), по обобщению отчетов образовательных учреждений об организации  и проведении профилактики асоциальных явлений, в том числе на основе показателей результативности воспитательной работы и охвата дополнительным образованием; по обобщению результатов собеседований с заместителями образовательных учреждений по воспитательной работе по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений.

Выводы:

Проверка ведения документации показала, что педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с должностными инструкциями (социальный педагог, педагог – психолог, классный руководитель, заместители директора по учебной и воспитательной работе). В некоторых учреждениях в должностных инструкциях отсутствует подпись об ознакомлении и дата, отсутствует раздел «ответственный», не указано, что за применение, в том числе однократное, методов психического или физического насилия над личностью учащегося педагог может быть освобожден от обязанностей в соответствии с трудовым законодательством (ч. 2 ст. 336 ТК РФ). За неисполнение или ненадлежащее исполнение Устава и других  правил, закрепленных в локальных документах, должностных обязанностях, в соответствии со  ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагог несет дисциплинарную ответственность. 

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, имеются нормативно - правовые акты, регламентирующие работу учреждения образования и отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка, акты международного уровня - Конвенция о правах ребенка,  федерального уровня (Конституция Российской Федерации, Извлечения из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Семейного кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса, Трудового кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса, Гражданского процессуального кодекса, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный Закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и   правонарушений несовершеннолетних»,Указ Президента РФ от 01 июня 2012 года №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 года»и др.); регионального уровня (Закон Брянской области от 5 августа 2009 г. N 57-З "Об отдельных мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, защите их от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие", Закон Брянской области от 8 ноября 2010 г. N 97-З "О внесении изменений в Закон Брянской области "Об отдельных мерах по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, защите их от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, Закон Брянской области от 10 апреля 2008 г. N 27-З "О профилактике правонарушений в Брянской области", Закон Брянской области от 20 февраля 2008 г. N 12-З "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Брянской области" Закон Брянской области от 15 июня 1999 г. N 37-з "Об основных направлениях государственной молодежной политики в Брянской области", Постановление Администрации Брянской области от 25 августа 2014 г. N 403 - п"Об утверждении Порядка по взаимодействию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении», Порядок  взаимодействия  органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  при обнаружении явных признаков жестокого обращения с ребенком, Порядок межведомственного взаимодействия по предупреждению самовольных уходов и организации розыска несовершеннолетних (утв.  Постановлением КДН и ЗП при Правительстве Брянской области от 03.10.2013 №3/3); Муниципального уровня: (Постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Трубчевского района,  приказы отдела образования, инструктивные и методические письма). Локальные акты организаций, осуществляющих образовательную деятельность (Приказы директора образовательного учреждения, решения педагогического совета, решения совета школы, решения родительского комитета образовательного учреждении, решения совета профилактики школы, методические рекомендации для педагогов).

 

Анализ документации, касающейся работы Совета по профилактике правонарушений, показал, что не во всех учреждениях образования имеются ежегодные приказы о создании вышеуказанного совета с информацией о персональном составе, об утверждении (об изменении) состава Совета.  Положения о Совете профилактики, о постановке учащихся на внутришкольный учет, основания, характеризующий материал на учащихся, форма протоколов заседаний во всех школах разные, в связи, с чем на территории района отсутствует единый подход. Постановлением Администрации Брянской области от 25 августа 2014 г. N 403-п "Об утверждении Порядка по взаимодействию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении» утверждена форма первичного и контрольного акта обследования жилищно-бытовых условий, но социальные педагоги в работе используют другие менее информативные формы актов. В которых не отражается состояние жилья, состав семьи с указанием места работы или учебы членов семьи, наличие отдельной комнаты и рабочего места для приготовления уроков учащегося, его места для сна, наличие продуктов питания на момент посещения, наличие одежды и обуви. Локальные нормативные акты не соответствуют требованиям действующего законодательства, ссылка идет на документы, утратившие силу.

Во всех школах основанием постановки на учет несовершеннолетнего является коллегиальное решение Совета профилактики школы, в то время как в соответствии со ст. 6,7,8,8.1 Федерального  закона Российской Федерации от 24.06.1999 года №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», основанием для проведения индивидуальной профилактической работы является заключение, утвержденное директором организации, осуществляющей образовательную деятельность (приказ). По вынесенному (в письменной форме)  мотивированному решению Совета руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность должен издать приказ о снятии или постановке несовершеннолетнего на внутришкольный учет.  При проверке установлено, что в документах отсутствуют уведомления родителей несовершеннолетних о постановке на внутришкольный учет, отказ от ознакомления под роспись соответствующим актом не оформляется, не разъясняется право на обжалование решения в комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Не во всех учреждениях фиксируются беседы с учащимися и их родителями с указанием темы беседы и рекомендациями педагогов для детей и родителей. Отсутствуют росписи участников беседы.

Вести протоколы необходимо с указанием: № протокола; даты проведения Совета; присутствующих с указанием Фамилии И.О., должности; указанием вопросов повестки (в соответствии с планом работы Совета профилактики).

Вопросы о постановке на учет, снятии с учета нескольких учащихся в протоколах необходимо обозначать отдельным пунктом. Далее в протоколе обозначать рассмотрение вопроса отдельно каждого учащегося с вынесением конкретных решений по каждому ученику отдельно. Принятые решения, как правило, сформулированы нечетко, без указания конкретных действий и сроков контроля (необходимо предупредить об организации профилактической деятельности в отношении обучающегося, о направлении информации в ПДН, обязать родителей еженедельно посещать школу, контролировать сдачу задолженностей и т.д.). В приказах четко указывать основание для организации профилактической деятельности в отношении обучающегося, необходимо издавать 1 приказ на 1 ученика, не пропускать сроки снятия с учета: если организована профилактическая деятельность в отношении обучающегося на 3 месяца, то срок, либо продлевается, либо отменяется. Характеристику пишет классный руководитель, ставит дату составления  характеристики, ставит свою подпись с указанием должности. Характеристика может быть написана и психологом. При прекращении организации профилактической деятельности в отношении обучающегося издается приказ, указываются основания: с исправлением, переводом в другое ОУ, с переездом, с лишением свободы и др.

На момент проверки отсутствовали: план посещения учащихся на дому, план работы с детьми, требующими особого внимания, что свидетельствует о формальном подходе к профилактической работе с учащимися и их родителями, не заполнены сведения о посещении родительских собраний.

Классные руководители, работающие с несовершеннолетними учетной категории осуществляют ежедневный контроль за посещаемостью и успеваемостью учебных занятий. В планах воспитательной работы  отражена индивидуальная работа с данными учащимися.    

   Администрация школы  и классные руководители ведут в течение учебного года учет посещаемости обучающимися учебных занятий, фиксируют пропуски занятий в классных журналах.  Собирают и хранят в течение трех лет справки и иные  документы,  подтверждающие причины  пропусков занятий.

     Классные руководители и заместители директоров по воспитательной работе постоянно осуществляют индивидуальный контроль над детьми из неблагополучных семей, проводят индивидуальные беседы, вовлекают учащихся  в общешкольную воспитательную работу.

     Следует заметить, что в  планах  воспитательной работы недостаточно отражено направление работы с учащимися, связанное с изучением личности и коррекции в воспитании школьников.

Во всех учреждениях образования выполняются требования ст. 9 ч.4 Федерального  закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в части  обязательности размещения установленной законом информации в местах, доступных для детей и их родителей вывешиваются тексты уставов, правила внутреннего распорядка организации; сведения об органах государственной власти, органах местного самоуправления и их должностных лицах (с указанием адреса и способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных организаций, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

Родителям (законным представителям) следует знать эту информацию с целью наиболее полной защиты прав и интересов своих детей, обучающихся в указанных организациях. Соблюдение прав обучающихся и воспитанников является безусловной обязанностью всех образовательных организаций.

К компетенции образовательных организаций относится принятие нормативных актов (приказов, Положений и т.п.) по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в частности, такими актами регулируется порядок и организация работы комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений с 1 сентября 2013 г., в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». При проведении анализа деятельности образовательных организаций установлено, что комиссии по урегулированию споров во всех учреждениях образования отсутствуют.  Бездействие администраций образовательных учреждений нарушает права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на защиту интересов, связанных с реализацией образовательного процесса.

За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, иных локальных нормативных актов с 1 сентября 2013 г. к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В ходе проверки установлено, что меры дисциплинарного взыскания к обучающимся в образовательных организациях не применяются, что не способствует пресечению и предупреждению противоправного поведения вышедших из-под контроля учеников и проведению с ними надлежащей профилактической и воспитательной работы. 

Все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории района реализуют требование Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части разработки и внедрения в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. В ходе проверки факты привлечения обучающихся к труду, не предусмотренному  образовательной  программой  учреждения, без их согласия и согласия их родителей (законных представителей)  не выявлены. Вместе с тем, зачастую не своевременно решается вопрос об организации индивидуально-профилактической работы с учащимися, склонными к совершению антиобщественных действий и находящихся в социально-опасном положении.

            В ходе проверки выявлено, что в образовательных организациях, осуществляющих обучение по общеобразовательным программам обучаются дети, которые в силу состояния здоровья и заключения ОМПК должны обучаться по адаптированными образовательными программами. Однако, на территории района отсутствуют организации образования, имеющие лицензию и право обучения несовершеннолетних по адаптированным образовательным программам. Такие организации имеются на территории Брянской области, где дети  обучаются и проживают в условиях школы – интерната. Родители, как правило, в силу возраста детей отказываются их помещать для обучения в данные учреждения, вследствие чего несовершеннолетние обучаются по общеобразовательной программе, в силу объективных причин не успевают по предметам, пропускают учебные занятия, остаются на повторный курс обучения. Получение лицензии на обучение несовершеннолетних по адаптированным образовательным программам (хотя бы одним учреждением образования на все детское население района) позволило бы решить данную проблему.

В целях устранения выявленных нарушений законодательства, во исполнение  Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в целях единого подхода к осуществлению постановки (снятия) на внутришкольный учет учащихся и семей комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Трубчевского района рекомендует:

Районному отделу образования:

   - разработать примерное положение (модель локального нормативного акта) о комиссии  по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, положение о постановке детей и семей на профилактический учет, примерные правила внутреннего распорядка (как единый образец); 

 - не реже одного раза в год контролировать соблюдение законодательства в области образования несовершеннолетних и состоянию профилактической работы, в том числе по расследованию и учету несчастных случаев с обучающимися, во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 

       - проработать вопрос получения лицензии на осуществление образовательной деятельности по адаптированной образовательной программе;

Руководителям организаций, осуществляющим образовательную деятельность:

- привести в соответствие  документы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, систематизировать и распределить их по отдельным блокам и папкам.

-  при организации воспитательной работы особое внимание уделить работе с родителями и детьми, требующими особого педагогического внимания.

          -   все документы по профилактической работе хранить не менее трех лет.

      -   направить  работу психологической службы в русле продуктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса (психолога, учащихся, педагогов, родителей, администрации) по профилактике и коррекции школьных проблем и трудностей, выявлению детей из неблагополучных семей и проведения с ними индивидуально-профилактической  работы;

                 Классным руководителям:

            - с  помощью диагностических методик выявлять семьи, имеющие схожие проблемы в воспитании и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу,    привлекать специалистов центра ПМСС для проведения диагностических методик  на определение степени проявления заботы родителей по отношению к собственным детям,  а так же для  проведения  индивидуальных  и групповых занятий коррекционного и  развивающего характера.       

 

 

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies,и другие аналогичные технологии, которые сохраняются на Вашем компьютере. Если, прочитав это сообщение, вы останетесь на сайте, это означает, что вы не против использования этих технологий. Подробнее ознакомиться с политикой конфиденциальности Вы можете в разделе "Политика конфиденциальности".
Согласен