21 | 05 | 2022
Прогноз погоды в Трубчевске


Эмоциональным (психологическим) насилием  является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.

К этой форме насилия относятся:

  • - угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика;
  • - лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
  • - однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
  • - преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;
  • - вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).

Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием

Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

  • - задержка психического развития;
  • - трудно сконцентрироваться, плохая успеваемость;
  • - низкая самооценка;
  • - эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
  • - избыточная потребность во внимании;
  • - депрессия, попытки суицида;
  • - неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
  • - ложь, воровство, девиации в поведении;
  • - нервно-психические, психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма.

Для детей раннего возрастаболее характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.
Для младших школьников — проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.
У детей в предпубертатном периоде  могут наблюдаться уходы из дома, девиантное/делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость.
В пубертатном периоде —депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.

Группы риска детей по эмоциональному насилию

  • - дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;
  • - дети раннего возраста;
  • - дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;
  • - дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;
  • - дети из семей, где семейное насилие является стилем жизни;
  • - родители (один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;
  •  - в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.

Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:

  • - не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;
  • - публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;
  • - сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;
  • - обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка козла отпущения.

Что можно сделать, чтобы помочь ребенку?

  1. Будьте внимательны к ребенку, постарайтесь выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.
  2. Предложите родителям обратиться к психологу  за консультативной помощью.
  3. Обратитесь в орган опеки и попечительства, в полицию, если ребенок является постоянным свидетелем внутрисемейного насилия.
  4. Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи.