Оперативный штаб по COVID-19 в Брянской области. Горячая линия: 8-800-301-58-69, stopcoronavirus32@bryanskobl.ru

07 | 06 | 2020
Новости Правительства Брянской области
Прогноз погоды в Трубчевске


 

Прокуратура Трубчевского района

 

Виды ответственности за нарушение избирательного законодательства

За нарушение законодательства о выборах предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Так, глава 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает несколько составов административных правонарушений за нарушение избирательного законодательства.

Перечень правонарушений включает не только нарушения, выявленные в деятельности кандидатов и избирательных комиссий, но и нарушения в деятельности представителей средств массовой информации, граждан и иных лиц.

За совершение правонарушений виновные лица несут ответственность в виде штрафа, размер которого варьируется в зависимости от совершенного правонарушения и субъекта правонарушения: для физических лиц он может составлять от 500 рублей, а для должностных лиц - от 1000 рублей.

Так, за нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума предусмотрена ответственность в виде штрафа от 1000 до 1500 рублей (ст. 5.1 КоАП РФ).

Наибольшее количество статей главы 5 КоАП РФ посвящено предвыборной агитации (ст.ст.5.8, 5.10, 5.11, 5.12, 5.14, 5.15). Ответственность по указанным статьям предусмотрена как за проведение предвыборной агитации вне агитационного периода, так и изготовление агитационного материала с нарушением требований закона, за размещение материала в местах, где это запрещено, за его уничтожение, и иным поводам, связанным с проведением агитации. В данных случаях наказание варьируется от 500 рублей до 100000 рублей.

Более тяжкий вид ответственности предусмотрен Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ). Данный вид ответственности предусматривает наказание за совершение общественно опасных деяний, причиняющих значительный вред охраняемым общественным отношениям в сфере организации и проведения выборов.

Например, статьей 141 УК РФ размер ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий наступает вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет. Статьей 142 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за фальсификацию избирательных документов. За совершение такого преступления последует наказание в виде лишения свободы на срок до 4 лет.

Помимо указанных деяний, уголовная ответственность предусмотрена за незаконную выдачу и получение избирательного бюллетеня (статья 142.2 УК РФ) то есть выдача членом избирательной комиссии гражданину избирательного бюллетеня для возможности голосования за иных избирателей или более двух раз в ходе одного и того же голосования, или за выдачу уже заполненных бюллетеней. Такие действия будут наказаны штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет, либо принудительными работами или лишением свободы на срок до 4 лет.

Однако, по указанной статье подлежат ответственности не только члены избирательной комиссии, но и граждане, получившие бюллетени для участия в голосовании за избирателей, не пришедших на выборы, или для участия в голосовании более двух раз в ходе одного и того же голосования. Такие субъекты подвергнуться наказанию в виде штрафа в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, а также за совершение такого деяния можно лишиться свободы на срок до 3 лет.

Указанные выше деяния, за совершение которых предусмотрена уголовная или административная ответственность, не являются исчерпывающими.

 

Помощник прокурора

Трубчевского района                                    С.А. Рожков


 

В настоящее время среди актуальных проблем выделяется злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами. Понятие и перечень алкогольной и спиртсодержащей продукции, наркотических средств и психотропных веществ, правила их оборота определены российским законодательством, а именно Федеральным законом от 22 ноября 1995г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции» и Федеральный закон от 8 января 1998г. №3-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Алкогольная продукция (спиртные напитки, в том числе водка, вино, винные напитки, пиво, сидр, медовуха) - пищевая продукция, произведенная
с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья,
с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции.

Наркотические средства - это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, применение которых оказывает одурманивающее воздействие на организм человека, приводит к состоянию эйфории, сменяемому симптомами абстиненции, к болезненному привыканию, деградации личности (например, опий, кокаин, героин, морфий).

Запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

Распитие пива, алкогольной и спиртсодержащей продукции, потребление наркотических средств и психотропных, токсических, иных одурманивающих веществ, вызывающие состояние опьянения, противоречат принятым в обществе правилам поведения.

За употребление несовершеннолетними алкогольной продукции предусмотрена административная ответственность: по ст.ст. 20.20 (распитие пива и алкогольных напитков в образовательных организациях), 20.21 (появление в общественных местах в состоянии опьянения), 20.22 (появление несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в состоянии алкогольного опьянения, распитие ими пива и алкогольной продукции в общественных местах) КоАП РФ. При этом по ст. 20.22 КоАП РФ ответственность будет нести родитель (законный представитель) несовершеннолетнего лица, так как административная ответственность наступает с 16-летнего возраста.

По общему правилу совершеннолетие обусловлено достижением физическим лицом восемнадцатилетнего возраста, однако в качестве проступка квалифицируется появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет. К несовершеннолетним относятся также и малолетние, не достигшие 14 лет.

Распитие несовершеннолетним алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление им наркотических средств, психотропных, одурманивающих веществ считается завершенным в момент волеизъявления нарушителя, т.е. в момент начала их потребления. Для квалификации данного правонарушения не имеет значения наступление физических последствий распития алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребления одурманивающих веществ (релаксации, транквилизирующего воздействия и иных).

Статьей 20.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за следующие противоправные действия несовершеннолетних лиц:

а)   появление указанных лиц (лица) в состоянии опьянения в общественном месте;

б)   распитие данным лицом (лицами) алкогольной и спиртосодержащей продукции в об-щественном месте;

в)   потребление несовершеннолетним лицом (лицами) одурманивающих веществ в общественном месте.

Субъектами рассматриваемых административных правонарушений являются родители или иные законные представители несовершеннолетнего.

Действия по вовлечению несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, квалифицируются по ч. 2 ст. 6.10 КоАП.

При выявлении признаков умышленных действий родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, вовлекающих последнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, деяние может быть квалифицировано как преступление (ст. 151 УК).

За употребление и распространение наркотических средств и психотропных веществ законодательством Российской Федерации предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

В соответствии со ст. 6.9 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также по ст. 20.20 КоАП РФ за потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах на виновное лицо может быть наложен штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток. По указанным статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть привлечены несовершенно­летние лица, которые достигли 16-ти летнего возраста. В случае, если потребителем является лицо, не достигшее 16 лет, административной ответственности подлежат его родители или законные представители в соответствии со ст. 20.22 КоАП РФ. Согласно ст. 20.22 КоАП РФ, нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от 1,5 до 2 тысяч рублей.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями, рассматриваются районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Помимо административной ответственности подросток будет подвергнут постановке на учет в полиции, создающий в последующем ряд проблем и ограничений. Также лицо будет подвергнуто принудительному учету в наркологическом диспансере.

Проведение профилактических мероприятий, как правило, в среднем составляет 1 год, это при условии, что подросток встал на путь исправления. В иных случаях профилактической работой подростка и его родителей органы системы профилактики сопровождают 2-3 года.

То обстоятельство, что подросток, когда-то состоял на профилактическом учете, привлекался к административной или уголовной ответственности, в дальнейшем будет играть решающую роль при трудоустройстве его в государственные или муниципальные органы и учреждения, так как трудовой кодекс устанавливает для таких граждан прямой запрет на занятие педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства.

Чтобы остановить наркоманию среди подростков, необходима совместная работа не только всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, но и со стороны родителей (законных представителей) к должному и правильному воспитанию детей, формированию у них правового сознания и негативного отношения к такого рода порокам общества.

 

Помощник прокурора

Трубчевского района                                    С.А. Рожков


 

Федеральным законом от 1 апреля 2019 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части противодействия организованной преступности" в Уголовный кодекс РФ добавлена статья 210.1 - занятие высшего положения в преступной иерархии.

За данное преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

Кроме того, виновному в совершении данного преступления не может быть назначено наказание ниже низшего предела, предусмотренного указанной статьей, или назначен более мягкий вид наказания, чем предусмотрено соответствующей статьей, либо не применен дополнительный вид наказания, предусмотренный в качестве обязательного.

Также за совершение данного преступления виновному лицу не может быть назначено наказание в виде лишения свободы условно.

Согласно изменениям в Уголовно-процессуальный кодекс РФ в ч.3 ст.31 уголовное дело о преступлении, предусмотренном ст.210.1 УК РФ, подсудно Брянскому областному суду.

 

Помощник прокурора

Трубчевского района                                    В.В. Картунов


 

Ранее прокуратурой района разъяснялось, что частями 2, 4 и 6 ст. 264 действующего Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством в состоянии опьянения, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть человека, а также смерть двух и более лиц.

В соответствии с пунктом 2 примечаний к статье 264 УК РФ для целей данной статьи и статьи 264.1 УК РФ лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, в случае установления факта употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, установленную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого лица наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.04.2018 № 17-П  данный пункт примечаний признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования он ставит лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе в состоянии опьянения, если оно совершило нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности предусмотренные статьей 264 УК РФ тяжкие последствия, и скрылось с места дорожно-транспортного происшествия, в преимущественное положение - с точки зрения последствий своего поведения - по сравнению с лицами, указанными в пункте 2 примечаний к данной статье, т.е. управлявшими транспортными средствами и оставшимися на месте дорожно-транспортного происшествия, в отношении которых факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ надлежащим образом установлен либо которые не выполнили законного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Данным решением законодателю предписано внести в действующее законодательство необходимые изменения.

В связи с принятием указанного постановления Федеральным законом от 23 апреля 2019 года № 65-ФЗ части 2, 4 и 6 ст. 264 УК РФ изменены путем разделения на 2 пункта, одним из которых (пункт «а») как и ранее предусматривается уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть человека, а также смерть двух и более лиц, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения; а вторым (пункт «б») – введена уголовная ответственность за то же деяние, если оно сопряжено с оставлением места его совершения.

Таким образом, законодателем лицо, которое после совершения уголовно-наказуемого нарушения правил дорожного движения скрылось с места его совершения, с уголовно-правовой точки зрения поставлено в равнозначное положение с лицом, которое допустило такое нарушение в состоянии опьянения.

 

Заместитель прокурора

Трубчевского района                                   А.А. Чернобаев


 

Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 533-ФЗ статья 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат» изложена в новой редакции.

Как и прежде часть первая данной статьи устанавливает уголовную ответственность за частичную невыплату свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенную из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации.

Частью 2 статьи 145.1 УК РФ предусмотрена ответственность за полную невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплату заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 145.1 УК РФ, если они повлекли тяжкие последствия, квалифицируются по части 3 данной статьи.

Изменения уголовного закона коснулись примечания к статье и в соответствии с ними с 8 января 2019 года лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное частями первой или второй статьи 145.1 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если в течение двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела в полном объеме погасило задолженность по выплате заработной платы, пенсии, стипендии, пособия и иной установленной законом выплате, а также уплатило проценты (выплатило денежную компенсацию) в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

 

Заместитель прокурора

Трубчевского района                                   А.А. Чернобаев